Группа "Муравьишки" 

Цыбуля Елена Рудольфовна

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных илибольшинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года

Закон «Об образовании» (ст. 18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью,

а все остальные социальные институты

(в том числе дошкольные и школьные учреждения) призваны

содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Имеет представления о соблюдении (нарушении) моральных норм общества, ближайшего окружения.

- Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».

- Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои и других детей.

- Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдает элементарные правила в коллективных играх.

- Может общаться спокойно, без крика.

-  Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.

-  Имеет представления о себе: знает своё имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные представления (мужчины – смелые, сильные; женщины – нежные, заботливые).

-  Называет членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.

-  Соблюдает навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется салфеткой, расчёской и носовым платком.

-  Способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте.

-  Проявляет уважение к труду взрослых и детей.

-  Имеет представление об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП

(формирование элементарных математических представлений)

-  Умеет соотносить понятия «один», «много», «равно».

-  Умеет считать от 1 до 10 и обратно от 5.

-  Владеет порядковым счётом (отвечает на вопрос «сколько?» - 1, 2, 3…), количественным счётом (отвечает на вопрос «который по счёту?» - первый, второй, третий…).

-  Умеет сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

-  Знает и называет геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник),  умеет сравнивать их друг с другом. Имеет представление об объёмных геометрических телах: шар, куб.

-  Различает и называет части суток, их последовательность.

-  Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

-  Знает правую и левую руку.

-  Умеет вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину).

-  Умеет объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-  Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и алгоритмом деятельности.

-  Умеет выделять цвет, форму, величину, размер, вес как признаки предметов.

-  Умеет задействовать все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) в соответствующей деятельности.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

- Знает и называет объекты окружающего мира, признаки предметов, их функции и назначение.

- Знает и называет свойства (прочность, твёрдость, мягкость) разных материалов (дерево, бумага, ткань, глина, стекло, пластмасса, резина, кожа и пр.).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

-  Имеет представления о правилах поведения в общественных местах.

-  Знает и называет виды транспорта.

-  Имеет первичные представления о школе, культурных объектах (театр, зоопарк), различных профессиях, называет их.

-  Знает название посёлка, улицы, номер дома; название страны, государственных праздников, специальных служб (полиция, пожарная, скорая и пр..) знает как им позвонить. Имеет представление о Российской армии.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

-  Имеет представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детёнышах), пресмыкающихся.

-  Знает и называет овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.

-  Имеет представления о явлениях и объектах живой и неживой природы.

-  Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

-  Знает и называет времена года, их последовательность, признаки и изменения в природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-  Правильно произносит все звуки родного языка.

-  Различает гласные и согласные звуки.

-  Понимает разницу между звуком и буквой.

-  Слышать звуки в начале, середине, и в конце слова.

-  Употребляет существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные.

-  Понимает в речи слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия.

-  Согласовывает слова в роде, числе и падеже.

-  Пересказывает небольшие литературные тексты, составляет рассказ по сюжетной картине, игрушке, предмете.

-  Умеет отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

-  Умеет описывать предметы, игрушки.

-  Умеет составлять рассказ по картинкам.

-  Использует в речи существительные, обозначающие профессии.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ

-  Проявляет интерес к искусству, творчеству, фольклору, литературе, театру и т. д.

-  Различает жанры и виды искусства: стихи, проза, песни, музыка, танцы, скульптура и т. д.

-  Выделяет и называет основные средства выразительности: цвет, форму, величину, ритм, движение, жест, звук и т. д.

РИСОВАНИЕ

-  Умеет рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов.

- Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

ЛЕПКА

-  Использует различные приёмы лепки: прищипывание, вытягивание, сглаживание, вдавливание.

-  Умеет пользоваться стекой.

АППЛИКАЦИЯ

- Умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.

-  Умеет резать по прямой линии, детали разной длины, круглые формы из квадрата, овальные из прямоугольника путём скругления углов.

- Аккуратно вырезает и наклеивает детали.

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

-  Умеет анализировать образец постройки: выделять основные части и различает их по величине и форме.

-  Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-  Слушает музыкальное произведение до конца.

-  Различает выразительные средства музыки: громко, тихо…

- Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

-  Поёт, не отставая и не опережая других.

-  Умеет выполнять танцевальные движения: двигаться в парах по кругу, ставить ногу на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

Образовательная область «Физическое развитие»

-  Сформированы представления о ценности здоровья; желание вести здоровый образ жизни.

-  Имеет представление о строении тела, о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека.

-  Соблюдает режим питания, использует в пищу овощи и фрукты, другие полезные продукты.

-  Знает и соблюдает культурно-гигиенические навыки.

-  Умеет бегать и ходить с согласованными движениями рук и ног.

-  Умеет прыгать на одной ноге, на двух ногах с продвижением вперёд, ориентируется в пространстве.

-  Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через препятствия.

-  В перестроении умеет соблюдать дистанцию.

-  Умеет выполнять ведущую роль в игре, соблюдать правила в коллективных играх.

- Умеет действовать по сигналу.

-  Соблюдать правильное исходное положение при метании мяча, отбивает мяч о землю правой и левой рукой, бросает и ловит мяч двумя руками.

-  Старается развивать в себе психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Консультация для родителей "Как научить любить книги"

Консультация для родителей "Как научить ребёнка верить в чудеса"

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz